Итальянская компания HAL9000 открыла на своем сайте доступ к репродукции фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" в высоком разрешении - 16 гигапикселей (172181 пикселей в ширину и 93611 пикселей в высоту). Официальные власти Италии и тамошняя фирма HAL9000 в сотрудничестве с компаниями Nikon, AMD, Clauss, De Agostini и I-Net создали самую подробную фотографию фрески "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи и выложили её в Интернет. С 27 октября тем, кто заинтересован в просмотре этого произведения во всех подробностях, необходимо только хорошее соединение со Всемирной паутиной. Для того чтобы все желающие смогли разглядеть даже самые мелкие детали, специалисты сделали фотографию размером в 16,12 миллиарда пикселей (или 172 181 на 93 611 точек). То есть в 1600 раз большую, чем фото, которое можно было бы сделать обычной (теперь уже) 10-мегапиксельной цифровой камерой. Изображение располагается на странице (в отдельном окне), там же вы можете произвольно увеличить любую его часть. Чтобы во время съёмки не навредить фреске, система освещения и все процессы были протестированы и утверждены в фотометрической лаборатории Центрального института реставрации (Istituto Centrale per il Restauro). Другие технические подробности проведения съёмки вы найдёте на этой странице, а здесь вы можете посмотреть видеоролик о проведении этого непростого процесса. Фреска "Тайная вечеря" была написана Леонардо между 1494-м и 1498 годами, её размеры составляют 460 на 880 сантиметров. Это произведение искусства находится в церкви Санта Мария делле Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане и отображает последнюю трапезу Иисуса Христа со своими учениками, произошедшую в Великий четверг перед предательством Иуды. В Италии фреска известна под названием "Cenacolo". Особое внимание к ней привлёк роман Дэна Брауна (Dan Brown) "Код Да Винчи" (The Da Vinci Code), в котором герои после тщательно просмотра изображения "Тайной вечери" делают предположение о том, что Иисус был женат на одной из своих последовательниц Марии Магдалине, и даже о том, что у них родился ребёнок. Существуют и другие теории, касающиеся различных деталей этого настенного полотна, которые наделали много шума. "Теперь все мифы могут быть развеяны, так как эксперты (и не только) смогут исследовать даже мельчайшие детали фрески XV века, вплоть до следов рисунка, нанесённого Леонардо до начала работы", — говорит хранитель Альберто Артиоли (Alberto Artioli). "Вы можете увидеть такие мелочи и приёмы художника, которые вы бы ни за что не разглядели, даже будучи здесь — добавляет он, — Кроме того, вы очень хорошо рассмотрите, в каком ужасном состоянии находится фреска". И действительно, из-за необычной техники, в которой она была написана (темпера, смешанная с маслом и нанесённая на свинцовые белила и кальцит), фреска стала разрушаться уже в 1517 году. Позже во времена Наполеона церковь и вовсе использовалась как конюшня. Затем её чуть не разрушили в августе 1943 года: фреску от бомбёжки спасли лишь специально выставленные мешки с песком. В 1999 году была предпринята масштабная попытка восстановить произведение Леонардо. Учёные и реставраторы освободили фреску от 500-летних наслоений грязи и следов предыдущих восстановительных работ, закрывающих первоначальную версию "Тайной вечери". И вот теперь эксперты и просто любители живописи со всего мира могут изучать шедевр прямо у себя дома. Ведь сейчас и в Милане не так-то легко попасть на экскурсию в Санта Мария делле Грацие. Повышенные меры безопасности, призванные сохранить "Тайную вечерю" от дальнейшего разрушения, позволяют пропускать к произведению лишь 25 человек каждые 15 минут. Получается, что в год фреску могут увидеть всего 320 тысяч посетителей. "В то же время желающих в три, а то и в четыре раза больше. Но мы не можем пропустить всех, так как должны в первую очередь заботиться о сохранности произведения'', — объясняет Артиоли. Стоит отметить, что этот проект важен не только для науки и тех людей, что не смогли увидеть фреску в реальности. Артиоли считает, что новый ресурс представляет и историческую ценность, так как высококачественное изображение станет доступным для будущих поколений (как историков, так и обычных людей). К тому же Винченцо Мирарки (Vincenzo Mirarchi), исполнительный директор HAL9000, надеется, что большое количество людей, которые посетят сайт его фирмы, привлечёт внимание общественности к изображениям других произведений искусства, расположенных там же. |